Ксения ВОРОТЫНЦЕВА, Новосибирск

Здесь будет город-сад? Архитектурный облик сибирской столицы

Материал опубликован в спецномере газеты «Культура» от 15 декабря 2021 года.
«Культура» попыталась разобраться, сможет ли Новосибирск стать столицей конструктивизма.

Мы с Олегом Викторовичем, историком архитектуры, стоим около «Дома под часами» — так новосибирцы называют конструктивистское здание на Красном проспекте, 11, с длинной застекленной галереей и большими механическими часами в башне. За этими часами, особенно в постсоветское время, горожане следили с замиранием сердца — стрелки регулярно останавливались, и порой надолго. В 2018 году Олег Викторович, живший в доме-памятнике уже два десятка лет, предложил отреставрировать часы: его идея была поддержана на конкурсе к 125-летию города, присоединились активисты и депутаты, и механизм аккуратно — деталь за деталью — привели в порядок.

Отреставрированные часы иногда останавливаются, но все-таки реже. С 2018 года за ними следит часовой мастер Евгений Конотопцев. Раз в неделю он поднимается в холодную башню, где с мерным стуком крутятся шестеренки, и заводит механизм. Плавный ход стрелок нарушается, например, когда весной происходят подвижки при оттаивании грунта.

Зато сам легендарный «Дом под часами» переживает не лучшие времена. Когда-то, как и положено конструктивистскому зданию, он гордо возвышался над невысокой кирпичной и деревянной застройкой и казался символом будущей прекрасной жизни. Правда, как рассказал Олег Викторович, в 2016-м в подвалах обнаружили кирпичные своды и купеческий клепаный котел. Дело в том, что начале XX века весь квартал принадлежал купцу и меценату Федору Маштакову, и на этом месте находился лабаз с кирпичным цоколем. При строительстве дома, а его возводили на железобетонном каркасе с несущими стенами, цоколь лабаза «похоронили» под зданием, интегрировав его вместе со старинным котлом в общую котельную.

— В башне, с третьего по седьмой этаж, жило руководство, — рассказал Олег Викторович. — Там находятся самые большие квартиры: около 100 квадратных метров. В них даже были предусмотрены ванны.

— Дом еще в 1987 году включили в список объектов культурного наследия народов РФ регионального значения, — поясняет Олег Викторович. — Однако люди не понимают, что это такое. У нас сейчас скандал на пятом этаже в башне: жилец затеял ремонт, пока соседи были на дачах, и вынес все «внутренности» квартиры. В доме сложная система сбора воды, и теперь все оказалось нарушено.

«Признать все памятниками невозможно»

Зато другой конструктивистский объект — здание кинотеатра «Металлист» — удалось буквально вырвать из-под ковша. «Металлист» начали сносить 2 августа 2018-го, и в этот же день стало известно, что 1 августа Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Новосибирской области включила его в перечень выявленных объектов культурного наследия. «Металлист» покалечили основательно, но не успели разрушить до конца. Собственник попытался оспорить решение государственной инспекции в суде, однако в итоге отказался от претензий. В течение следующего года «Металлист» обещают законсервировать, а до 2024-го — принять решение по проектированию и проведению реставрации.

— Нас спросили — вы готовы к таким условиям? — рассказал «Культуре» один из организаторов фестиваля Евгений Дубровин, руководитель школы социального предпринимательства «Новотерра». — Мы не понимали, сколько сил нужно будет потратить, чтобы «запустить» площадку. Тем более, вскоре ударили морозы. И хотя отопление все-таки включили, здание прогревалось медленно, и мы оказались в суровых условиях — как в 1920-е. Пришлось запустить генератор, чтобы получить электричество и поставить обогреватели.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Грибоедов в РАМТе: «Горе от ума» 200 лет спустя

— Новосибирск — молодой город, и конструктивизм — чуть ли не самое интересное, что здесь есть, — пояснил «Культуре» Антон Гашенко. — Город стал столицей Сибирского края, активно развивался в 1930-е на волне индустриализации, поэтому тут построили много общественных зданий. Приезжали талантливые архитекторы из столичных городов. В первые годы после революции внятной идеологии на государственном уровне еще не было, и архитекторы могли экспериментировать.

Сегодня в городе, по словам Евгения Дубровина, более двухсот объектов эпохи конструктивизма. И наверняка остались неучтенные — спрятанные за проходными заводов и предприятий.

Правда, у этого подхода есть существенный минус: люди не всегда понимают, как поступить с доставшимся им наследием. Пример — один из домов жилищного кооператива «Медик», утративший после ремонта конструктивистскую чистоту форм. Сегодня его фасад весь облеплен рустом — декором, характерным для «сталинок».

Бренд как идеальный вечный двигатель

Но есть ли у новосибирского конструктивизма своя изюминка, может ли он претендовать на уникальность? Антон Гашенко считает, что больших стилистических отличий между городами с конструктивистским наследием нет:

Действительно, в молодом Новосибирске не нужно было сносить сложившийся исторический центр ради утверждения новой архитектуры — как предлагал сделать с Москвой Ле Корбюзье. Зодчие, включая Гордеева, могли проектировать в центре города большие конструктивистские комплексы. И хотя сегодня они значительно «разбавлены» «сталинками» и современной точечной застройкой, общая градостроительная структура, заложенная в 1920-е–1930-е, до сих пор угадывается.

— Мне кажется, конструктивизм можно встроить в современный образ города, показать в симбиозе с современной архитектурой и сделать это особенностью Новосибирска, — полагает Евгений Дубровин. — Сейчас гордиться нашим городом немодно, и объективно есть места, где ситуация с благоустройством гораздо лучше. Но нынешняя архитектура, которая нам не нравится или кажется необычной, в чем-то иногда наследует конструктивизму, можно попробовать провести эту параллель. Томск — жемчужина деревянной архитектуры, мы вряд ли сможем его догнать. У Иркутска тоже есть свое лицо: старые купеческие кварталы, сохранившаяся от пожара историческая часть города. Новосибирску нужно обозначить свою особенность — причем, опираясь на конструктивистское наследие. Мы стараемся вдохновить этой историей разных людей, «продать» ее как значимую, чтобы лидеры культурных проектов нашли здесь нишу для собственной самореализации. Ведь в чем важность бренда? Когда есть готовый бренд, никому не нужно объяснять, почему он важен — люди сами говорят: это ценно для нас, давайте это сделаем. Идеальный вечный двигатель.

Новую жизнь можно подарить и конструктивистским зданиям, если они, как кинотеатр «Металлист», утратили первоначальную функцию.

Впрочем, эксперты, опрошенные «Культурой», сходятся в том, что ситуация с наследием сложная, и одной частной инициативы мало: без помощи местных властей не обойтись. Но пока масштабной программы по спасению конструктивизма в городе нет. Вселяет надежду лишь то, что медленно, шаг за шагом, меняется общественное сознание, и краеведческие статьи в местных СМИ порой набирают десятки тысяч просмотров — ситуация, недавно еще немыслимая. И этот растущий интерес к архитектурному наследию власть наверняка будет вынуждена учитывать.

Фотография: Валерий Панов. Фотография на анонсе — А. Чернышов, пресс-служба проекта "Ново-Сибирск. Конструктивизм!".

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь