Александр МАТУСЕВИЧ, Казань

«Ветер перемен» в Казани: татарская эстрадная музыка на пути к новым рубежам

В начале декабря на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля состоялся грандиозный праздник татарской песни «Узгэреш жиле» («Ветер перемен»), уже шестой по счету. Его девиз — «Национальная эстрада в новом звучании». Фестиваль нацелен на популяризацию современного национального искусства.

Старт проекту «Узгэреш жиле» был дан в 2016 году по инициативе президента республики Татарстан Рустама Минниханова. Генеральным продюсером фестиваля стал опытнейший в республике театральный менеджер — многолетний директор Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Рауфаль Мухаметзянов. Для организации фестиваля он привлек известных специалистов в области эстрадного искусства. В качестве музыкального руководителя проекта пригласили музыканта, бэнд-лидера Вадима Эйленкрига.

Формируя концепцию фестиваля, организаторы сознательно отказались от принципа соревновательности. Главным стало обеспечение высокого качества музыкального исполнения и сценического оформления. За пять лет существования проекта его команда провела большую работу по переосмыслению и актуализации татарской эстрадной музыки; созданы аранжировки к сотням песен, входящих в сокровищницу музыкального искусства республики, поставлены оригинальные шоу-номера. Проект стал мощной стартовой площадкой для молодых дарований.

Первый фестиваль состоялся в ноябре 2016 года. Участниками проекта стали двадцать четыре исполнителя, среди которых как признанные звезды татарской эстрады — Алина Шарипжанова, Артур Исламов, Марсель Вагизов, Ильвина, Раяз Фасихов, Айдар Сулейманов, так и молодые вокалисты — Ильнар Миранов, Ильгиз Шайхразиев, Зарина Вильданова. В течение целого года с участниками работали педагоги проекта — народная артистка России и Татарстана Венера Ганеева, Ксения и Алексей Коробковы.

Режиссером стал народный артист России Юрий Александров, сценографию придумал российский художник Виктор Герасименко. Для проекта создали уникальные декорации: центр сцены заняла ажурная конструкция, напоминающая бутон тюльпана — традиционный символ татарского искусства. Во время звучания песен цветок «оживал» — раскрывал и поднимал лепестки, вращался и менял цвет под музыку.

Первый опыт оказался весьма удачным, поэтому спустя месяц, в декабре того же года, концерт фестиваля был с большим успехом повторен в Государственном Кремлевском дворце в Москве.

Еще одним знаковым событием в истории фестиваля стало выступление в одном из самых престижных залов мира — Карнеги-холле в Нью-Йорке (США) в январе 2020-го, где повторили программу IV фестиваля, увиденную жителями Казани на три месяца раньше. Концерт в Нью-Йорке прошел с огромным успехом. Зал на 2800 мест был полон: послушать артистов из Татарстана приехали зрители из других штатов США и Канады.

В декабре 2020 года в рамках V фестиваля впервые в истории был представлен мюзикл на татарском языке — «Алтын Казан» Эльмира Низамова на либретто Рената Хариса в постановке Михаила Панджавидзе («Культура» писала об этом событии — см. ссылку). Обращение к жанру мюзикла, находящемуся на стыке театрального искусства и шоу-бизнеса, было неслучайным. После нескольких сезонов работы над фестивальным продуктом была наработана «база» для реализации проекта в жанре мюзикла на высоком исполнительском и технологическом уровне. Постановка получила широкий зрительский резонанс, а в 2021 году вошла в лонг-лист Национальной премии «Золотая маска».

На нынешнем, VI фестивале организаторы вернулись к формату эстрадного гала. Яркое шоу было создано привычной командой творцов, среди которых музыкальным драйвером является Вадим Эйленкриг.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Поход генерала Колпаковского: полузабытая операция в Восточном Туркестане

«Основная задача фестиваля «Узгэреш жиле», — заявил музыкант на пресс-брифинге, предварявшем концерт, — поменять сознание людей, сформировать новую эстетику без потери основ национальной идентичности. Теперь мы можем говорить с миром языком татарской музыки, и мы проверили это аншлаговым шоу в главном концертном зале мира — Карнеги-холле. Мне кажется, что мы задали некую планку профессионализма, с которой будут соотносить все новые музыкальные продукты как профессионалы индустрии, так и зрители.

Основной итог пяти сезонов проекта — более ста записей и аранжировок татарской музыки, а также исполнители, конкурентоспособные на мировом уровне, а не только на уровне республики и страны. К каждой песне и аранжировке мы относимся как к произведению искусства. Для меня важны три критерия: новые идеи, желание вернуться к этому вновь и искусство… Я считаю, чтобы донести свою идею, не надо ее упрощать, нужно максимально качественно ее преподнести. Истинные искусство и мастерство — завораживают».

Специально для концерта компания Q Stage Production создала уникальную сценографию. В этом году руководство проекта отказалось от ведущих. Перед каждой песней на экране появлялся видеоролик с участием певца, в котором он раскрывал основой смысл песни. А великолепное световое оформление (художник по свету Дмитрий Буряк) дополняло каждый номер и делало его особенным.

В этом году на сцене Татарской оперы блистательно выступила известная певица, участница шоу «Голос» Эльмира Калимуллина, показавшая всю палитру своего артистического темперамента в трех разноплановых композициях. Зрители тепло встречали звезду национальной эстрады Алину Шарипжанову и набирающего популярность молодого певца Ильнара Миранова, обладателей голосов выдающегося диапазона и красоты. Эффектно прозвучал номер солистки Театра имени Джалиля Гульноры Гатиной — романс Рустема Яхина «Одно только слово», исполненный в камерном формате, в сопровождении рояля, виолончели, гитары и ударных. Пожалуй, при всем обилии великолепно оформленных, ярких, динамичных номеров, именно камерные интимные композиции (в том числе песни «Я живу на сцене» и «Я вымолила тебя у Всевышнего» композитора Эльмира Низамова, исполненные Шарипжановой и Калимуллиной соответственно) стали наиболее трогательными и запоминающимися моментами всей программы.

В программу вошли и произведения классиков татарской музыки, и произведения современных композиторов, а также народные песни. Так Jukebox trio представили свои версии известнейших песен «Каз канаты» («Гусиный крылья») и «Ай, былбылым» (эта песня в исполнении Дианы Гариповой получила широкую известность как мелодическая заставка сериала «Зулейха открывает глаза»). Дебютантка фестиваля Татьяна Ефремова покорила зрителей зажигательной кряшенской песней «Тихо гуляй, мой милай» (кряшены — крещеные татары). А Руслан Сайфутдинов исполнил известную песню «Ямщик» («Степь да степь кругом») на татарском языке: педагог по вокалу проекта Венера Ганеева считает, что это изначально татарская песня. Традиционная мелизматика (распевность текста) и неуловимый мон (непереводимое понятие татарской песенной культуры, особая задушевность, «пение душой») композиции заставили поверить в реалистичность такой версии.

Фотограф Ильгар Тухбатов. Фото предоставлены пресс-службой Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь