Елена СЕРДЕЧНОВА

В «Зарядье» вручили первую национальную премию в сфере креативных индустрий

Церемония награждения Russian Creative Awards прошла 18 декабря в центре Москвы. Лауреаты в десяти номинациях получили «Оскар» — «семечко». Что должно из него вырасти — в нашем материале.

Концертный зал «Зарядье» словно создан для вручения креативной премии: лаконичное здание, накрытое «стеклянной корой» — прозрачной конструкцией, первый в России концертный зал-трансформер, необыкновенная акустика.

Сама же идея награды возникла недавно — тремя годами позже, чем открытие «Зарядья», состоявшееся в 2018 году. О необходимости награждения «передовиков» творческого труда заговорили на «Российской креативной неделе», проходившей в конце августа в Москве. Молодой творческой отрасли экономики она оказалась очень нужна — выявить проекты с инновационным подходом, поддержать профессионалов, чьи инициативы произвели мощный социокультурный эффект.

Организовали же национальную награду дирекция «Российской креативной недели» и АНО «Креативная экономика» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

На десять номинаций было подано более 3000 заявок со всех концов страны. Отбор проводил экспертный совет, в который в том числе вошли художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков, президент Ассоциации анимационного кино России Илья Попов, генеральный директор AO «Цифровое телевидение» Роберт Гндолян.

Пять номинантов на каждую из десяти номинаций, вошедшие в шорт-лист, были приглашены на церемонию награждения. До ее начала — фуршет, между столиками курсируют креативные и очень креативные люди: театральный продюсер и режиссер Эдуард Бояков, итальянский арт-менеджер Тереза Мавика, кинорежиссер Клим Шипенко. Не просто креативные, а экономически активные — генеральный директор «Яндекса» Елена Бунина, директор по коммуникациям корпорации «Ростех» Екатерина Баранова, гендиректор «Сколково Форум» Екатерина Иноземцева, чей проект Startup Tour стал победителем в номинации «Лучший креативный проект индустриального сектора». Г-жа Иноземцева объясняет «Культуре», что сегодня очень сложно отделить культурный объект от технологий.

— Когда мы смотрим, как развиваются технологии, индустрия, как меняется наша с вами жизнь, мы понимаем, что уже не можем без виртуального пространства. Поэтому креативным индустриям технологии необходимы, ведь творческие продукты не существуют сами по себе. Можно продолжать писать картины, создавать культурные объекты, не используя технологические приемы, более того — такой навык необходимо сохранять, потому что это не просто навык, а талант, мастерство. Но вот как продвигать это искусство, как популяризировать его — вот для всех этих целей технологии необходимы, — говорит она.

После фуршета люди в черном — а большинство гостей были именно в черном — отправились в зал. На овальных экранах можно было увидеть номинантов и описание проектов, которые они представляли. А вели церемонию — режиссер Russian Creative Awards, номинант премии «Золотая маска» Максим Диденко и директор «Российской креативной недели» Марина Абрамова.

Оркестр musicAeterna «урезал марш» — исполнил сюиту из балета Игоря Стравинского «Жар-птица», написанный 100 лет назад по заказу Сергея Дягилева. Диденко в эксцентричной красной шапочке заметил, что Игорь Стравинский был одним из лидеров русской креативности прошлого века: «Чувствуете связь времен?»

Марина Абрамова объяснила со сцены, что креативные индустрии — там, где появляется творческий продукт, то есть продукт, основанный на праве интеллектуальной собственности. Жар-птица же, по мнению ведущей, символ перерождения, некоего начала новой жизни, именно поэтому на церемонии прозвучала сюита из одноименного произведения. За новую жизнь и перерождение сейчас «ответственны» в нашей стране четырнадцать отраслей, начиная от музыки и дизайна и заканчивая компьютерными играми.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Игорь Верник: «Актерское счастье в том, что ты постоянно бросаешь вызов самому себе»

Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова, вошедшая в шорт-лист номинации «Продюсер года», говорит «Культуре», что премия очень нужна творческой экономике.

— Во-первых, понятно, что сейчас креативные индустрии поддерживают как явление на самом высоком уровне. Во-вторых, о них заговорили. Все ходят и задают вопрос, что же такое креативные индустрии. И в-третьих, стало очевидно, что культура, креативные отрасли — это не то, что требует остаточного финансирования, а, наоборот, очень важный фактор экономического развития, а креативные индустрии — часть креативной экономики. Именно эту мысль транслирует премия, — делится она.

Креативность церемония действительно транслировала. «Красная шапочка»-ведущий привез из своей квартиры на сцену ковер. На нем выступали Максим Диденко и Марина Абрамова, вручались призы, проходил перфоманс, поставленный хореографом Ильей Оши. А когда последнюю номинацию «Креативный регион года» должен был объявить первый заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации Сергей Кириенко, ведущие радостно отметили, что вызвали Сергея Владиленовича на ковер.

— Хочу сказать спасибо всем номинантам. Вы все — победители, потому что внесли огромный вклад в развитие креативных индустрий в России. Именно благодаря вам за последние несколько лет произошел рывок, который привел к изменению отношения к креативным индустриям. Из чего-то интересного, но второстепенного они для регионов, для крупнейших инвесторов, для президента и правительства действительно стали локомотивом роста, точкой прорыва, открывающей невероятные возможности, — отметил Кириенко.

По его словам, благодаря президенту Владимиру Путину за последние несколько лет принят целый ряд системных решений, создающих условия для развития креативных индустрий. Например, Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Институт развития интернета. Введены налоговые льготы для IT-индустрии и анимации, оказана поддержка отечественному кино и литературе.

Композитор Алексей Сюмак сообщил «Культуре» о важности того, что государство обратило внимание на культуру, на творческие индустрии.

— Премия — знаковое событие, мне очень хочется надеяться, что она не будет разовой акцией (такое бывало), а останется надолго. Еще раз повторю, что самое важное — то, что государство искренне заинтересовано в том, чтобы появлялись новые художники, творцы, креативные люди, которые совершают открытия, — уверяет собеседник.

Чтобы человек мог творчески расти, ему нужна среда, потому что именно она формирует креативные возможности, усиливая потенциал. Поэтому премия в номинации «Креативный регион года» ушла Москве, которую замглавы администрации назвал креативной столицей мира.

«Управленцем года» в креативных индустриях назвали генерального директора «Яндекса» в России Елену Бунину, горячо поблагодарив «Яндекс», борющийся с пиратством в Сети. В номинации «Прорыв года» победила команда проекта «Вызов. Первые в космосе», которая провела первые съемки художественного фильма в космосе. «Коллаборацией года в сфере креативных индустрий» жюри назвало Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters. Среди образовательных проектов победу одержало Российское общество «Знание».

Лауреаты получили своеобразный «Оскар» — «семечко», символизирующее новую метавселенную и понимание креативности как космоса. Также победители смогут принять участие в акселераторе от Института развития интернета и получат медиасопровождение от АНО «Национальные приоритеты».

Фотографии: сайт  Президенского фонда культурных инициатив.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь