Екатерина ГИНДИНА, Санкт-Петербург

Краеведческие музеи получат стандарт для развития

Министр культуры Ольга Любимова представила модельный стандарт муниципального краеведческого музея.

В Санкт-Петербурге, в Российском этнографическом музее 10 декабря прошла Всероссийская конференция-презентация модельного стандарта муниципального краеведческого музея. В ней приняли участие министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, министр культуры Московской области Елена Харламова, министр культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия Светлана Баулина, руководители больших и малых музеев России.

Новое направление — по совершенствованию деятельности муниципальных музеев — было включено в национальный проект «Культура» весной этого года. Тогда в своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил направить 24 млрд рублей на обновление учреждений культуры в сельской местности и малых городах.

Для того чтобы обозначить основные потребности муниципальных музеев, сформулировать главные направления работы по их развитию, Министерство культуры обратилось к профессиональному сообществу. Первые обсуждения прошли 23–25 ноября в Рязани. А в декабре сотрудники музеев собрались в Санкт-Петербурге, чтобы представить первые разработки модельного стандарта деятельности муниципального краеведческого музея.

Открывая пленарное заседание, министр культуры напомнила, что в России работает полторы тысячи краеведческих музеев. И 1200 из них являются муниципальными. «Мы понимаем, как тяжело в последние четверть века жилось тем людям, которые вопреки всему в этих уникальных пространствах сохраняли объекты, доверенные им, — отметила Ольга Любимова. — Это огромная радость, что в рамках национального проекта «Культура» мы получили поручение президента и большие средства на то, чтобы первые 500 краеведческих музеев изменить к лучшему. Совсем недавно мы изменили понятие «библиотека». Так, чтобы из архаичных пространств наши библиотеки превратились в места силы, куда теперь и как посетители, и как сотрудники приходят совсем молодые ребята. Для нас важно, чтобы и в краеведческие музеи приходило больше молодежи, чтобы появлялось больше квалифицированных специалистов, чтобы те, кто трудятся в таких музеях, работали бы благодаря, а не вопреки. Я думаю, все, что касается стройки, ремонтов, мы во многом возьмем на себя, а предложений по смыслам и новой форме при старом, очень важном содержании, мы ждем от участников этой конференции».

Представителей музейного сообщества приветствовал генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский. «Каждый музей, особенно краеведческий, который является лицом того места, где находится, должен быть нестандартным, но при этом подпадать под стандарты, позволяющие ему жить. Это важно для того, чтобы получать поддержку, деньги. Это важно для того, чтобы отчитываться».

«Музеи — парадоксальная отрасль. Мы обеспечиваем доступность и сохранность одновременно. И для того, чтобы остаться индивидуальными, нам надо стандартизироваться, — продолжила мысль директор Российского этнографического музея Юлия Купина. — Парадокс? Да, в какой-то мере. Но надо четко понимать, что область идей и творческих процессов стандартизации не подлежит. Что в отличие от библиотек, где стандартизировалась, тиражировалась определенная модель, в музеях стандартизируются технологии. И в этом принципиальная разница».

По словам Юлии Аркадьевны, музейный стандарт — эффективный инструмент развития музейной отрасли, модернизации и оптимизации деятельности муниципальных краеведческих музеев. Он «призван вдохновлять и нацеливать на поиск инноваций», «выталкивать наверх» успешные музеи и «подтягивать отстающих».

Директор Этнографического музея описала участникам конференции основные разделы будущего модельного стандарта деятельности краеведческого муниципального музея. По ее словам, подобные стандарты разрабатываются во всем мире. Принципиально важно, что создаются они в сотрудничестве с экспертным сообществом и диалоге с исполнительной властью. «Наше предыдущее совещание в Рязани и наше сегодняшнее совещание доказывают, насколько продуктивным может быть такой диалог», — отметила Юлия Купина. Она объяснила, что модельный стандарт — документ, который носит рекомендательный характер. Он определяет основные положения, цели, виды и принципы деятельности музея. А также те минимальные ключевые параметры, которые должны обеспечить эффективную работу учреждения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Выпускной концерт Школы Ансамбля имени Моисеева: пополнение в «полку Игоревом»

Документ включает в себя общие положения, четкие формулировки используемых терминов, законодательную и нормативную правовую базу, рекомендации по внедрению предложенных усовершенствований, описания мероприятий по созданию модельных музеев. В нем также будут заданы основные показатели, по которым можно оценить качество работы муниципального краеведческого музея.

Если говорить об основных видах деятельности музея, то здесь никаких революций не предвидится. Они остаются классическими: учетно-хранительская, экспозиционно-выставочная, просветительская. Особое внимание планируется уделить научной деятельности, ибо, как показывает практика, для малых музеев это острый вопрос.

«Муниципальные музеи существуют не в вакууме, – уверена Юлия Купина. — У нас есть научные методические центры, мы организуем мобильные лаборатории. Если у самого музея нет ресурсов, это не значит, что их нет в регионе, в стране. Давайте работать вместе. За счет введения музейного стандарта мы должны обеспечить сотрудничество муниципальных и федеральных музеев, сотрудничество с регионами».

Еще один важный пункт — продвижение музея и информационная деятельность. Сегодня это значимая часть работы любого культурного учреждения. И тут тоже не обойтись без обмена опытом. Не случайно одна из секций конференции получила название «Лучшие практики продвижения музеев». Ее участники (директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая, директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов, директор Центрального музея современной истории России Ирина Великанова и другие) рассказали коллегам о своих лучших проектах в этой области.

Выводы просты: современный музей должен существовать в постоянном взаимодействии с посетителем, знать свою аудиторию и применять это знание на практике. Сотрудники успешных музеев сегодня — люди не только высокообразованные, но и творческие, открытые переменам, не боящиеся экспериментов. Этим опытом им предстоит и дальше делиться с коллегами в рамках реализации проекта.

Внедрение модельного стандарта — отдельная тема, которая требует особенного внимания и проработки. По замыслу авторов идеи, обновленные музеи должны будут иметь специализированное оборудование для хранения фондов, профессиональный свет, доступ к высокоскоростному интернету, комфортные зоны гостеприимства, в том числе для людей с ограниченными возможностями, выставочные залы и пространства для проведения просветительских мероприятий, мультимедийные комплексы и аудиогиды… Все это невозможно без поддержки властей, дополнительного финансирования, повышения квалификации сотрудников.

«Для введения модельного стандарта нам необходимо разработать методические рекомендации по его применению, — считает директор Этнографического музея. — Безусловно, должна быть пересмотрена, усовершенствована и поддержана программа повышения квалификации основного персонала. Важно подготовить достаточно серьезные дистанционные программы обучения. Крайне желательно иметь специализированный сайт, где вся информация, все методические рекомендации будут собраны в большой, удобный для пользования пакет».

Сейчас экспертами обсуждается возможность создания проектного офиса или даже целой сети офисов (центральных и региональных). А также участие крупных музеев в координации работы по модернизации муниципальных краеведческих музеев. И, конечно, идеи по продвижению проекта.

Очевидно, что все это — только начало пути, который не будет простым. Часть проблем профессионалы предвидят уже сейчас. Может не хватить ресурсов, упрощенность процедур оценки эффективности введения стандарта способна привести к жалобам на субъективизм, а их чрезмерная сложность — к бюрократическим перегибам. Для того чтобы эти и другие вопросы не затормозили реализацию проекта, необходимо понимать: новый модельный стандарт —  динамичный документ. Он разрабатывается на основе анализа лучших музейных практик и развивается вместе с развитием музейного дела. Возможность корректировать его в ходе внедрения — один из залогов успеха.

Фотографии: www.culture.gov.ru.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь