Евгений ХАКНАЗАРОВ, Санкт-Петербург

Год за два: юбилейный фестиваль «Площадь Искусств» наверстывает упущенное

С 10 по 26 декабря Санкт-Петербургская филармония приглашает всех любителей классической музыки на XXI Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств».

Два года подряд одна из самых именитых российских классических сцен отмечает свой юбилей. Прошлый сезон оказался скомканным из-за пандемии и в 2020-м фестиваль был отменен. Теперь же организаторы во главе с художественным руководителем маэстро Юрием Темиркановым принялись за дело с удвоенными усилиями и собрали самых ярких исполнителей. «Культура» предлагает своим читателям путеводитель по афише музыкального смотра.

Открытие и закрытие

Рамочным концертам фестиваля организаторы задали тона романтизма, высокой лирики и крайней утонченности. «Площадь Искусств» 10 декабря откроет выступление виолончелиста Готье Капюсона и пианиста Николая Луганского, которые представят исполнение трех шедевров камерной музыки – Сонат для виолончели и фортепиано Клода Дебюсси, Дмитрия Шостаковича и Сергея Рахманинова. Написание всех сочинений пришлось на переломные моменты в биографиях композиторов. Дебюсси создал свою сонату в 1915 году, не только на излете своего таланта, но и в разгар ужасов Первой мировой войны. Ежедневным сводкам с фронтов и националистическому угару, доносящемуся ото всех противоборствовавших сторон, композитор противопоставил трогательное посвящение жене, погружение в интимный мир сокровенных чувств и желаний, а также рафинированную стилизацию музыкального материала, восходящего к отголоскам наследия провансальских труверов, итальянского ренессанса и сочинениям эпохи французского абсолютизма.

Соната Дмитрия Шостаковича, созданная в 1934 году, это тоже своеобразный перелом. Время великих строек требует изгнания всякой декоративности, в том числе и в музыке. Все должно быть максимально свежо, если хотите – ясно. И композитор следует этому вектору, не обедняя при этом своего дарования. Впрочем, Шостакович также еще не предполагает, что скоро начнется совсем другой период – время гонений и травли за оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Что касается сонаты Сергея Прокофьева 1901 года – это практически святой Грааль отечественного виолончельного репертуара. В биографии композитора она стала одним из последних камерных сочинений, в котором меломаны отыщут и патетику, и пресловутую «напевность» и интонационную привольность. А еще здесь можно с восторгом внимать своеобразной дискуссии виолончели и фортепиано, звучащих в диалектических рамках единства и борьбы противоположностей. Про исполнителей: Николай Луганский в особом представлении давно не нуждается, а Готье Капюсон носит титул одного из главных виолончелистов современности, хранителя традиций французской и австрийской виолончельных школ. Является приглашенным солистом оркестра Валенсии, также сотрудничает с коллективами из Мюнхена, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Токио. В дискографии исполнителя есть запись концертов Шостаковича, осуществленных совместно с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра.

Концерт-завершение фестиваля назначен на 26 декабря. Выступление британского дирижера и солиста Андраша Шиффа и Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии (ЗКР) перекликается с концертом-открытием лиричностью и романтизмом, но размах здесь совсем иной. В этот вечер публика услышит увертюру Мендельсона «Гебриды, или Фингалова пещера», симфонию № 4 Шумана, а также Четвертый концерт Бетховена. Андраш Шифф – завсегдатай самых именитых европейских фестивалей, выступает в Музикферайне и Карнеги-холле, а также организует выступления перспективных молодых пианистов. Дважды получал «Грэмми», является обладателем других престижных наград.

Оба концерта состоятся в Большом зале филармонии.

Гала

Гала-концерт, знаменующий кульминацию двухлетнего празднования юбилея Петербургской филармонии, состоится уже во второй день фестиваля, 11 декабря. Целая россыпь звезд, и, конечно, на сцену Большого зала выйдут оба оркестра, которые под управлением Николая Алексеева исполнят обширнейшую программу. Прозвучат сочинения Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Глазунова. «Зарубежную» часть составят Бетховен, Дворжак, Сен-Санс, Гендель, Вивальди и Гайдн. Помимо плавно переместившихся из концерта-открытия Николая Луганского и Готье Капюсона, в гала примут участие пианисты Элисо Вирсаладзе и Александр Канторов, скрипачи Саяка Сёдзи и Сергей Крылов, вокальные партии исполнит сопрано Юлия Лежнева. Вести концерт будет народный артист России Николай Буров, бывший также председателем Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга и директором Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Пятнадцатого декабря в Большом зале пройдет еще один гала, теперь уже оперный. Он будет посвящен памяти певицы Галины Вишневской. Арии из опер Чайковского, Прокофьева, Россини, Верди и Пуччини прозвучат в исполнении Светланы Москаленко, Олеси Петровой, Эльчина Азизова, Ирины Моревой, Олега Долгова и других певцов. Место за пультом Академического симфонического оркестра займет дирижер Александр Соловьев.

Камерная музыка

Не станут спешить покидать Петербург Саяка Сёдзи и Александр Канторов. Последний вообще 12 декабря будет трудиться в две смены. Днем он выступит в Большом зале филармонии, где прозвучат Четыре баллады и Соната № 3 Брамса, а также соната-фантазия Листа «По прочтении Данте». А уже вечером будет сопровождать нашу японскую гостью на концерте в Малом зале, музыканты исполнят три Сонаты Брамса.

Программу камерных концертов фестиваля 13 декабря в Малом зале продолжит своим выступлением молодой пианист Петр Акулов, это будет его дебют в Петербургской филармонии. Выбор репертуара для этого вечера он остановил на сочинениях Бетховена, Листа, Шопена и Шуберта, а также на утонченных пьесах Рамо. Петру всего пятнадцать лет, но он уже успел получить многочисленные российские и международные премии, первую – в семилетнем возрасте.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Время воды: первая в России выставка Билла Виолы

Двадцать третьего декабря на сцене Малого зала пройдет Рождественский концерт. Почитаемый многими баритон Сергей Лейферкус исполнит вокальный цикл Дворжака «Библейские песни», а также романсы и песни Чайковского, Глинки, Рахманинова, Мусоргского и Рубинштейна. Особую часть программы составят рождественские псалмы. В вечере примут участие пианист Егор Прокопьев и Николай Буров.

Двадцать четвертого декабря в Малом зале выступит еще один молодой, но уже популярный музыкант – двадцатидвухлетний американский виолончелист Златомир Фанг. Ему было суждено стать самым юным виолончелистом – лауреатом конкурса имени Чайковского. Он получил золотую медаль и первую премию, когда ему было двадцать. Под аккомпанемент пианиста Алексея Мельникова американец исполнит сочинения Франка, Чайковского, Глазунова, Прокофьева, а также Сказку для виолончели и фортепиано Леоша Яначека.

В этот же вечер в Большом зале публике предъявят музыкально-литературное действо «Чайковский и Чехов». Руководитель ансамбля «Солисты Москвы» Юрий Башмет — давний любитель сочетать бессмертную литературу с классической музыкой. Чего стоит один только «Евгений Онегин» по мотивам одноименных романа и оперы, представленный несколько лет назад в Мариинке и собравший самые разные оценки. Тем интересней будет послушать и посмотреть, что у маэстро получилось в этот раз. Вместе с «Солистами Москвы» в вечере примут участие актеры Сергей Гармаш и Мария Срогович.

Абсолютные хиты

Звездную афишу «Площади искусств» стоит посещать без пропусков и перерывов. Шестнадцатого декабря пианист Борис Березовский в сопровождении ЗКР академического симфонического оркестра филармонии исполнит Первый концерт Чайковского и «Фантастическую симфонию» Берлиоза. Оркестром будет дирижировать трехкратный обладатель «Грэмми» австриец Ион Мартин. Семнадцатого декабря на фестивале выступит с сольным концертом меццо Элина Гаранча, которую в оперном мире называют не иначе как Diva Baltica. Латвийская певица впервые в России представит камерную программу, которую она сделала изящнейшей: прозвучат сочинения Брамса, Де Фалья, Дюпарка, Рахманинова, а также цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины» на стихи Адальберта фон Шамиссо.

Восемнадцатого декабря публика сможет услышать сочинение Ein Lamplein verlosch шотландца Джеймса МакМиллана, который в этом сезоне является композитором-резидентом Санкт-Петербургской филармонии. Дирижер Академического симфонического оркестра народный артист России Дмитрий Лисс, соло на скрипке Вадим Репин. В концерте также прозвучат сочинения Шостаковича и Брамса. Двадцать второго декабря ЗКР исполнит Первую симфонию Малера и Третий концерт Бетховена. Место за пультом займет феноменальный Элиаху Инбал, у фортепиано будет находиться Рудольф Бухбиндер. Двадцать третьего декабря уже упоминавшийся американский виолончелист Златомир Фанг в сопровождении Академического симфонического оркестра филармонии исполнит концерт для виолончели с оркестром Дворжака и фрагменты «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Дирижер – Николай Алексеев. А 25 декабря в Петербург приезжает Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова. Под руководством Василия Петренко прозвучат концерт для скрипки с оркестром Чайковского и симфония № 2 Рахманинова.

Все концерты этого раздела пройдут в Большом зале.

Билетная политика и дополнительная программа

Отправляться за билетами на фестиваль стоит, имея в кармане в среднем от двух до пяти тысяч рублей, хотя на отдельные концерты еще можно поймать и места нижней ценовой категории – до одной тысячи рублей. Самым обременительным для кошелька меломанов событием фестиваля окажется выступление дирижера Теодора Курентзиса и его оркестра. В Большом зале 12 декабря они исполнят Четвертую симфонию Шостаковича, которая должна была впервые прозвучать на этой же сцене 11 декабря 1936 года. Тогда премьера не состоялась из-за начавшегося преследования композитора, симфонию публика впервые услышала только в конце 1961 года. Может, именно этим драматизмом навеяны цены на билеты, доходящие до двенадцати тысяч рублей, что дороже посещения и гала «Площади Искусств» (до пяти тысяч рублей), и сольника Элины Гаранча (до восьми тысяч рублей).

Но есть и хорошие новости. В афише фестиваля значится общедоступный концерт с билетами по двести рублей. Девятнадцатого декабря, тоже в Большом зале, Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослава Забоякина представит музыку двадцатого века – сочинения Арво Пярта, Альфреда Шнитке, Ясуси Акутагавы, Важи Азарашвили, Яана Ряэтса. Такая возможность познакомиться с современной классикой, выпавшая самому широкому слушателю за сущие копейки, стоит многого.

Несколько слов о программе традиционных партнеров «Площади Искусств». В дни проведения фестиваля Русский музей приглашает посетить выставки «Космизм в русском искусстве» и «В поисках стиля эпохи», 14 декабря Михайловский театр покажет оперу «Опричник», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии представит премьерную постановку спектакля «Моя прекрасная леди» 18 декабря. А 15 декабря в храме Воскресения Христова («Спас на крови») Концертный хор Санкт-Петербурга исполнит десять поэм Шостаковича на стихи революционных поэтов конца XIX – начала XX веков. Дирижер – Владимир Беглецов.

На фотографиях XV фестиваль "Площадь Искусств", 2014 год. Руслан Шамуков/ТАСС.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь